Мы уже немного познакомились со знаменитым стилем СянСинЦюань. Если первый этап подразумевает копирование внешнего облика животного, то на втором требуется совершенно другое. Здесь необходимо, наоборот, отойти от формы, чтобы приобрести схожесть. Так удастся дойти до духовного прозрения символической реальности, которая находится вне формы.

Мастера требуют от учеников «не отходя от формы, оторваться от нее». Каким бы парадоксальным это не казалось, с опытом и упорными тренировками удается добиться нужного результата. Человек перестает увлекаться внешней имитацией и пытается постичь сущность. Здесь важна мотивация поведения, которую нужно понять. К примеру, действительно пьяный человек теряет контроль над ситуацией, поэтому не сумел бы успевать за стремительной сменой событий в бою. В главном правиле стиля «Кулак пьяного» сказано, что «тело должно быть пьяным, а мозг – трезвым».

Копируя привычку обезьян ужиматься, один мастер «Кулака обезьяны» выявил, что его внутреннее состояние подобно тому, что у сражающейся обезьяны. Много времени ушло на соединение внутренней и внешней формы образа. Однако усилия себя оправдали, ведь он смог довести все до автоматизма. В результате тело и сознание самостоятельно уподоблялись обезьяне без лишних усилий. Таким образом, он не имитировал, а уже являлся.

На обоих этапах происходит отождествление с определенным внешним объектом. Однако все это лишь два звена, которых недостаточно для полноценного боя. Третий этап называется «утвердиться в мысли». Боец должен осознавать, что занимается многогранным боевым искусством и что стоит жертвовать формой, когда она не уживается с боевым содержанием ушу.